Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

михалков-кончаловский андрей сергеевич

Энциклопедический словарь

МИХАЛКОВ-КОНЧАЛОВСКИЙ Андрей Сергеевич - МИХАЛКО́В-КОНЧАЛО́ВСКИЙ Андрей (Андрон) Сергеевич (р. 20 августа 1937, Москва), российский кинорежиссер, сценарист. Народный артист РСФСР (1980). Лауреат Государственной премии Казахской ССР (1972). Сын С. В. Михалкова (см. МИХАЛКОВ Сергей Владимирович) и Н. П. Кончаловской (см. КОНЧАЛОВСКАЯ Наталья Петровна) и брат Н. С. Михалкова (см. МИХАЛКОВ Никита Сергеевич), внук П. П. Кончаловского (см. КОНЧАЛОВСКИЙ Петр Петрович).

«Первый учитель» и Ася Клячина

В 1957 окончил музыкальное училище при Московской консерватории, в 1957-1959 учился в Московской консерватории. Кинематографическое образование получил в 1965, окончив режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. И. Ромма (см. РОММ Михаил Ильич)).

Свой дебютный фильм Михалков-Кончаловский снимал в Киргизии. Это была экранизация повести Чингиза Айтматова «Первый учитель». Снятый в жесткой и в то же время страстной манере, вдохновленной кинематографом Куросавы (см. КУРОСАВА Акира) , фольм рассказывал о разрушительной силе энергии революционного фанатизма. Слишком искренней и жертвенной была борьба учителя Дюйшена за «светлое будущее» его народа, чтобы не сочувствовать ему, как сочувствовали полубезумному революционеру земляки, немногочисленные жители кишлака, окруженного каменными стенами гор. В этой картине Михалков-Кончаловский в полной мере продемонстрировал свое блестящее режиссерское дарование и умение работать с актерами. В «Первом учителе» прекрасно играли Суйменкул Чокморов и Наталья Аринбасарова, ставшая супругой режиссера.

Следующей работой стала «История Аси Клячиной...» (1967), которая продолжила исследования сознания «строителя социализма», «простого советского человека». Фильм строился на достоверном, почти документальном наблюдении за крестьянами средней полосы России. Но как только на экране оказывалась конкретная человеческая судьба, социально-производственные, идеологические обряды советских колхозников отступали на второй план. Историю Аси Клячиной режиссер продолжил, но уже в 1994, показав свою героиню на новом историческом витке. Однако в «Курочке Рябе» разговор о судьбах России приобрел притчево-анекдотическую заостренность.

Семидесятые годы

В своих экранизациях классических произведений русской литературы («Дворянское гнездо», 1969; «Дядя Ваня», 1970) Михалков-Кончаловский исследует тему родного дома, гнезда. По каким-то мало постижимым для героев законам их родной дом оказывается шатким, кренящимся к разрушению. Как Лаврецкий (Л. Кулагин) в «Гнезде», так и Астров (С. Ф. Бондарчук (см. БОНДАРЧУК Сергей Федорович)) и Войницкий (И. М. Смоктуновский (см. СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович) ) в «Дяде Ване», ищут опору для себя в родной почве, с большим трудом нащупывают ее, а то и утрачивают навсегда.

Самыми выразительными с визуальной точки зрения стали многослойный в жанровом отношении «Романс о влюбленных» (1974) и кинопоэма «Сибириада» (1978), вызвавшие бурные споры в кинематографической среде. Именно здесь наиболее полно Михалков-Кончаловский воплотил феномен миросознания советского «простого человека».

Работа за границей. Возвращение

В начале 1980-х годов Кончаловский уехал на запад, где снял несколько картин в США: «Возлюбленные Марии» (1984), «Поезд-беглец» (1985), «Счастливые люди» (1987), «Гомер и Эдди» (1989, Гран-при Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне). Всем этим фильмам сопутствовал относительный успех.

В начале 1990-х годов вернулся в Россию, где поставил два фильма: «Ближний круг» (1992) и уже упомянутую «Курочку Рябу». В 1998-1999 выпустил две автобиографических книги, связанных общим замыслом: «Низкие истины» и «Возвышающий обман», в которых с обнаженной откровенностью поведал о собственной судьбе человека и художника.

В 2002 на Венецианском фестивале фильм Кончаловского «Дом дураков» (2002) был удостоен Гран-при.

В 2005 снял фильм «Московский холод», к которому сам написал сценарий.

Полезные сервисы